Каким должен быть бетон для дорожных и аэродромных покрытий?

Дорожные и аэродромные покрытия работают в неблагоприятных атмосферных и особо тяжелых условиях эксплуатации. Поэтому требования к материалу для их заливки предъявляются специальные требования, отличные от требований, предъявляемых к бетонным конструкциям общего назначения.

бетон для дорог и аэродромов

Бетон для строительства дорог и аэродромов

Основной особенностью бетона, который используется для обустройства покрытий автомагистралей, взлетных и рулежных полос аэродромов – это способность длительного выдерживания значительных динамических истирающих, сжимающих и изгибающих механических нагрузок, а также деятельное агрессивное воздействие вредных атмосферных факторов: перепадов температуры, повышенной важности, ветра и циклов замерзания-оттаивания.

Поэтому бетон для дорожных и аэродромных покрытий должен соответствовать следующим общим характеристикам:

  • Класс прочности на сжатие: от В5 до В40 в зависимости от конкретных условий эксплуатации;
  • Класс прочности на растяжение при изгибе: от Вtb1,2 до Вtb4,0, также в зависимости от конкретных климатических и других условий эксплуатации;
  • Прочность и морозостойкость бетонного покрытия также назначаются в зависимости от слоя покрытия и климатических условий эксплуатации. Ориентированные данные сведены в Таблицу №1.

Таблица №1. Рекомендуемые основные характеристики бетона для дорог и аэродромов

Среднемесячный диапазон температуры воздуха самого холодного месяца, Градусы Цельсия Класс бетона по морозостойкости, F Прочность на сжатие, МПа Прочность на изгиб, МПа Соотношение: вода-цемент, не более
Материал для однослойного и верхнего слоя 2-х слойных покрытий
От 0 до минус 6 100 От 30 до 55 От 4 до 5.5 1/2
От минус 6 до минус 10 150
Ниже минус 15 200
Материал для второго слоя 2-х слойных  покрытий
От 0 до минус 6 50 От 25 до 35 От 3,6 до 4,6 1/2
Ниже минус 15 100

В соответствии с требованиями ГОСТ 10178, для замешивания бетона для дорожных и аэродромных покрытий должен использоваться цемент, изготовленный на основе материалов с содержанием трехкальциевого алюмината (С3А) в количестве не более 8 % в клинкере по массе.

Кроме того для изготовления подобных бетонов рекомендуется использовать следующие марки портландцементов: М300, М400, М500.и М600. Последние две марки допускаются к использованию при одновременном внесении добавок гранулированного шлака в объеме не более 15%. При этом расчетная поверхность цемента с добавкой шлака должна быть не менее 2 800 см2/кг.

Характеристики заполнителя

В качестве мелкого заполнителя допускается использовать природный песок с содержанием глины и пыли не более 2%, либо искусственный песок с содержанием указанных вредных факторов не более 5%.

Прочность основного заполнителя (щебня) используемого для заливки однослойных покрытий и верхнего слоя двуслойных покрытий должна соответствовать показателю 120 МПа, а для бетона для заливки нижнего слоя двуслойных покрытий не менее 80-60 МПа. Максимальный размер зерен щебня для заливки верхнего слоя двуслойных покрытий – не более 25 мм, для однослойных и нижнего слоя двуслойных покрытий – не более 40 мм, а для бетона основания – не более 70 мм.

Для увеличения качества бетона и его стойкости к вредным атмосферным и другим факторам в материал вводят специальные ПАВ-присадки. При этом степень удобоукладываемости назначается в следующих пределах:

  • При использовании бетоноукладчика на колесно-рельсовой тяге – Осадка Конуса ≤ 2 см (Ж ≥ 8 с);
  • При использовании бетоноукладчика со скользящей опалубкой – Осадка Конуса ≤ 2…4 см (Ж ≥ 5…10 с);
  • При использовании обычных вибраторов и виброреек – Осадка Конуса ≤ 4 см.

При укладке дорожных и аэродромных поверхностей очень важно соблюдать условия ухода за правильным твердением бетона, используя для этих целей пленочные защитные материалы.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!
8582
Наверх