Каким должен быть бетон для дорожных и аэродромных покрытий?
Дорожные и аэродромные покрытия работают в неблагоприятных атмосферных и особо тяжелых условиях эксплуатации. Поэтому требования к материалу для их заливки предъявляются специальные требования, отличные от требований, предъявляемых к бетонным конструкциям общего назначения.
Бетон для строительства дорог и аэродромов
Основной особенностью бетона, который используется для обустройства покрытий автомагистралей, взлетных и рулежных полос аэродромов – это способность длительного выдерживания значительных динамических истирающих, сжимающих и изгибающих механических нагрузок, а также деятельное агрессивное воздействие вредных атмосферных факторов: перепадов температуры, повышенной важности, ветра и циклов замерзания-оттаивания.
Поэтому бетон для дорожных и аэродромных покрытий должен соответствовать следующим общим характеристикам:
- Класс прочности на сжатие: от В5 до В40 в зависимости от конкретных условий эксплуатации;
- Класс прочности на растяжение при изгибе: от Вtb1,2 до Вtb4,0, также в зависимости от конкретных климатических и других условий эксплуатации;
- Прочность и морозостойкость бетонного покрытия также назначаются в зависимости от слоя покрытия и климатических условий эксплуатации. Ориентированные данные сведены в Таблицу №1.
Таблица №1. Рекомендуемые основные характеристики бетона для дорог и аэродромов
Среднемесячный диапазон температуры воздуха самого холодного месяца, Градусы Цельсия | Класс бетона по морозостойкости, F | Прочность на сжатие, МПа | Прочность на изгиб, МПа | Соотношение: вода-цемент, не более |
Материал для однослойного и верхнего слоя 2-х слойных покрытий | ||||
От 0 до минус 6 | 100 | От 30 до 55 | От 4 до 5.5 | 1/2 |
От минус 6 до минус 10 | 150 | |||
Ниже минус 15 | 200 | |||
Материал для второго слоя 2-х слойных покрытий | ||||
От 0 до минус 6 | 50 | От 25 до 35 | От 3,6 до 4,6 | 1/2 |
Ниже минус 15 | 100 |
В соответствии с требованиями ГОСТ 10178, для замешивания бетона для дорожных и аэродромных покрытий должен использоваться цемент, изготовленный на основе материалов с содержанием трехкальциевого алюмината (С3А) в количестве не более 8 % в клинкере по массе.
Кроме того для изготовления подобных бетонов рекомендуется использовать следующие марки портландцементов: М300, М400, М500.и М600. Последние две марки допускаются к использованию при одновременном внесении добавок гранулированного шлака в объеме не более 15%. При этом расчетная поверхность цемента с добавкой шлака должна быть не менее 2 800 см2/кг.
Характеристики заполнителя
В качестве мелкого заполнителя допускается использовать природный песок с содержанием глины и пыли не более 2%, либо искусственный песок с содержанием указанных вредных факторов не более 5%.
Прочность основного заполнителя (щебня) используемого для заливки однослойных покрытий и верхнего слоя двуслойных покрытий должна соответствовать показателю 120 МПа, а для бетона для заливки нижнего слоя двуслойных покрытий не менее 80-60 МПа. Максимальный размер зерен щебня для заливки верхнего слоя двуслойных покрытий – не более 25 мм, для однослойных и нижнего слоя двуслойных покрытий – не более 40 мм, а для бетона основания – не более 70 мм.
Для увеличения качества бетона и его стойкости к вредным атмосферным и другим факторам в материал вводят специальные ПАВ-присадки. При этом степень удобоукладываемости назначается в следующих пределах:
- При использовании бетоноукладчика на колесно-рельсовой тяге – Осадка Конуса ≤ 2 см (Ж ≥ 8 с);
- При использовании бетоноукладчика со скользящей опалубкой – Осадка Конуса ≤ 2…4 см (Ж ≥ 5…10 с);
- При использовании обычных вибраторов и виброреек – Осадка Конуса ≤ 4 см.
При укладке дорожных и аэродромных поверхностей очень важно соблюдать условия ухода за правильным твердением бетона, используя для этих целей пленочные защитные материалы.